Рекомендации педагогам по работе с учащимся с асоциальной направленностью САМОВОСПИТАНИЮ
Выяснить особенности семейного окружения, влияние улицы, неформальных групп.
Иметь представление, какие потребности учащийся удовлетворяет, общаясь с представителями той или иной группировки:
- хочет ли самоутвердиться или почувствовать защищенность в группе;
- реализовать мотивацию дружеского общения;
- удовлетворить потребность в алкоголе, курении, наркотиках и т.п.
Чрезвычайно важно проследить путь, который привел уч-ся в данную группировку.
Выяснить отношение девушки к себе и к своим поступкам, к окружающим.
Важно установить и поддержать все здоровые, позитивные, сохранные стороны личности девушки, обратив их на то, чтобы повысить ее самоценность и укрепить уверенность в себе.
Выявить круг друзей и близких, которые в сложившейся ситуации могли бы ей помочь.
Не допускать ошибок в общении с «трудными» уч-ся:
- критиковать отдельные поступки, а не личность уч-ся в целом;
- не подключать к негативной оценке личности уч-ся всю группу (замечания делать наедине);
- прежде, чем сделать замечание по поводу негативного поступка девушки, найти повод подчеркнуть позитивные стороны личности уч-ся.
Привлекать уч-ся с примитивными духовными интересами к занятиям, требующим интеллектуальных усилий.
Больше общаться с уч-ся, провоцируя их на доверительный разговор, касающийся взаимоотношений между юношами и девушками, родителями и детьми.
Использовать для обсуждения с уч-ся в любой свободный момент материалы из прессы, телевидения, окружающей жизни.
Рекомендации педагогам по работе с учащимися, требующими особого педагогического внимания
Недисциплинированные учащиеся
Это те учащиеся, которые постоянно привлекают к себе внимание учителей и доставляют беспокойство (упрямые, непослушные, капризные).
Причины: неудачно выраженное стремление к взрослости, неправильное понимание упрямства, как проявления силы воли и принципиальности, желание противостоять подавлению его личности некоторыми взрослыми.
Коррекция.
Иногда полезно дать возможность упрямцу поступить по своему, чтобы пережить неудачу и на деле убедиться в неразумности решения. Основной путь профилактики и искоренения упрямства - устранение причин, вызвавших этот недостаток, организация правильного режима учебы и отдыха, разумная требовательность.
Агрессивные учащиеся
Причины: средство насмешливой и снисходительной демонстрации своей физической силы, часто носит демонстративный характер. Возможна агрессия при регулировании отношений в группе.
Коррекция.
Спокойный, неторопливый, доброжелательный разговор, аргументированное доказательство неправильности их поведения. Не позволять себе их оскорбить, общаться на равных, но не впадать в зависимость от них. В открытую не бороться, т.к. это усугубит отношения, следует учитывать особенности и бурные реакции. Обсуждать поведение следует только после успокоения. В целях окончательного исправления не следует закреплять отрицательную оценку за молодыми людьми, препятствовать их участию в молодежных движениях, слишком настойчиво и бесцеремонно вовлекать в общественную деятельность. «Воинственность» ребенка можно успокоить своим спокойствием. Необходимо находить повод похвалить его, особенно это хорошо спустя некоторое время после наказания. Ребенок убедится, что претензии были к его поступку, а не к личности в целом.
Ленивые учащиеся
Причины:
Отрицательное влияние окружающей среды и чрезвычайно заботливых родителей, бесперспективность обучения, отсутствие контроля за их поведением, влияние товарищей.
Коррекция.
Воспитание потребности в труде, заинтересовывать учащихся, связывать материал предмета с жизнью, предоставлять больше самостоятельности. Трудолюбие возникает при успехе в какой-либо деятельности. При таком психическом состоянии (радости от успехов деятельности) возникают условия для развития таких черт характера, как прилежание, добросовестность, старательность и обязательность.
Эгоистичные учащиеся
Эгоисты - это себялюбцы, предпочитающие во всем свои личные интересы интересам других людей и общества. Жизненная направленность эгоиста - собственное «Я», личное преуспевание (при чем нередко за счет других). Крайним выражением эгоизма является эгоцентризм. Он заключается в том, что в центр всей жизни уч-ся ставит свое «Я». Такие учащиеся обычно нечутки, неотзывчивы. Особенно часто эгоизм проявляется у подростков и представителей юношеского возраста.
Грубые учащиеся
Грубость, резкость, дерзость проявляются если есть подавление личности учащихся взрослым (диктат, мелочная опека). Грубость может быть ответом на несправедливость взрослых.
Коррекция.
Устраняется грубость в случае уважения достоинства учащихся, предоставлении определенной самостоятельности. Так как грубость может быть вследствие переутомления, то необходимо правильно организовывать режим труда и отдыха.
Ненастойчивые учащиеся
Ненастойчивые дети либо вообще не ставят перед собой труднодостижимых задач, либо ставят, но не руководствуются ими в своем поведении. Воспитание настойчивости непосредственно связано с формированием других черт характера: активности, организованности, упорства.
Лживые учащиеся
Причины:
боязнь наказания, стремление во что бы то ни стало привлечь к себе внимание окружающих. Иногда ложь - прикрытие поступков товарищей.
Коррекция.
Беседы о честности, правдивости и о лжи - презренном качестве личности человека. Быть примером честности, не дать возможности учащимся усомниться в этом.
Неорганизованные учащиеся
К неорганизованным учащимся относятся дезорганизаторы, мало организованные, частично организованные и заорганизованные дети. Неорганизованные дети не умеют управлять своей активностью. Многие из них импульсивные. Заорганизованные учащиеся чаще всего бывают двух видов: внешне заорганизованные и внутренне заорганизованные. Внешне заорганизованные - слепо подчиняются установленному порядку в школе и в семье. Лишен самостоятельности, активности, не может проявить инициативу. Ждет указаний. Внутренне заорганизованные - чрезмерно организованные, активные. Они учатся и работают чрезмерно много, нередко на износ (работоголики).
Коррекция.
Воспитание и самовоспитание у учащихся организованности: умения планировать и выполнять свои дела в течение дня, недели, месяца.
Воровство
Совершается из желания иметь то, чего они лишены в своей семье. Это является следствием невысокого уровня культуры. Часто присваивание чужих вещей происходит в процессе обмена предметами одежды.
Коррекция.
Взаимодействие с семьей, повышение уровня культурного и нравственного развития, вовлечение в деятельность.
Суицидальные учащиеся
Суицидальное поведение включает в себя кроме суицида попытки, покушения на свою жизнь. Суицидальные проявления - суицидальные мысли, намеки и высказывания, не сопровождающиеся каким либо действием.
Мотивы:
1. Лично-семейные: болезнь, смерть близких; одиночество; неразделенная любовь; половая несостоятельность; оскорбление со стороны окружающих;
2. Состояние здоровья: психические заболевания, соматические заболевания, уродства.
3. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением: опасение уголовной ответственности, боязнь иного наказания или позора.
4. Конфликты, связанные с работой или учебой.
5. Материально-бытовые трудности.
6. Другие мотивы.
Признаки суицидального поведения:
уход в себя (сторонится вчерашних друзей);
капризность, привередливость;
депрессия, глубокий эмоциональный упадок;
агрессивность;
арушение аппетита;
раздача подарков окружающим;
психологическая травма;
перемены в поведении;
угроза;
ктивная предварительная подготовка.
Помощь.
Главная задача этого этапа заключается в установлении эмоционального контакта. Собеседник - суицидент должен быть выслушан терпеливо и сочувственно, без сомнения и критики. Обращение за помощью к работникам СППС.
Рекомендации педагогам по работе с неуспевающими учащимися
Выяснение причин стойкой неуспеваемости уч-ся
Оказание помощи в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок).
Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.
Стимулирование учебной деятельности (поощрения, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.)
Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.)
Уважаемые преподаватели!
Влиться в новый коллектив сложно, у большинства ребят возникают проблемы.
Позвольте дать вам несколько советов, которые облегчат адаптацию учащихся в группе:
Постарайтесь чаще проводить коллективные и групповые формы работы, объединяя ребят в разных составах;
В работе используйте такие формы работы как семинары, лекции, диспуты, с помощью которых можно помочь каждому ученику раскрыться, проявить свои знания;
Не выделяйте в классе любимчиков. Это может негативно сказаться на сплочении коллектива. Может произойти разделение группы;
Чаще хвалите ребят! Это поможет их адаптации в группе и поднимет мотивацию к учебной деятельности.
Найдите подход к каждому. Любой учащийся – личность с определенным багажом знаний, умений. Просто кто-то из учащихся сразу проявил их, а кому-то необходимо время.